Статьи - Официальный сайт ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 12» министерства здравоохранения Краснодарского края

В России действующим законодательством в рамках соцзащиты населения предусматривается процедура бесплатного предоставления некоторых наименований лекарственных средств и препаратов. Воспользоваться данной программой могут не все граждане, а лишь отдельные их категории, указанные в законе. Суть этой гарантии заключается в том, что прописанные медиками лекарства приобретаются не за счет самого пациента, относящегося к группе льготников, а из средств федерального или регионального бюджетов.

Чтобы получить безвозмездно тот или иной медицинский препарат, потребуется рецепт врача, выписанный на специальном бланке. Для этого пациенту, который числится в реестре льготников, находясь на приеме, следует предъявить паспорт. Имея на руках требуемый рецепт, выписку о состоянии здоровья и удостоверение личности, нужно обратиться в аптеку, которая участвует в программе, для получения необходимых лекарств. В случае отказа учреждения выдать положенные средства законодательство наделяет представителей льготных категорий правом обратиться с жалобой в Росздравнадзор или решить вопрос в судебном порядке.

Законодательное регулирование бесплатного лекарственного обеспечения

Обеспечение граждан лекарствами на бесплатной основе в России регламентируется на законодательном уровне. В 1999 году был принят Закон РФ «О государственной социальной помощи». В нем предусмотрены гарантии предоставления населению:

Лекарственных средств согласно стандартам медпомощи;

Медизделий в соответствии с рецептами;

Продуктов питания, необходимых для поддержания состояния здоровья детей с инвалидностью;

Путевок на оздоровительные курорты и в санатории, если есть какие-либо медицинские показания;

Льгот на проезд к лечебным заведениям и обратно.

Обеспечение бесплатными лекарствами предусматривает первая из перечисленных законодательных гарантий. Для ее реализации на основе правительственного Постановления от 1994 года N 890 устанавливается и ежегодно утверждается соответствующим постановлением Правительства РФ перечень льготных лекарств.

На региональном уровне каждый год принимаются территориальные программы относительно госгарантий на медпомощь на бесплатной основе для местных жителей. В приложениях к ним размещаются реестры льготных лекарственных средств.

Выписка рецептов на бесплатные препараты производится медработниками на основании соответствующего приказа, изданного в 2012 году Министерством здравоохранения России, устанавливающего форму рецептурного бланка и призванного регулировать порядок выписывания лекарства.

Кому и когда полагаются льготные лекарства в России?

Чтобы воспользоваться правом на предоставление государственной субсидии на получение медикаментов, человеку необходимо принадлежать к одной из льготных категорий граждан, которые определены в Законе РФ «О социальной помощи», или же у него должно быть диагностировано одно из предусмотренных нормативно-правовыми актами заболевание. В России льготные лекарства предоставляются:

Ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны;

Гражданам, которые являются членами семейств тех, кто погиб в период Великой Отечественной войны;

Участникам боевых действий в ходе прочих конфликтов военного характера;

Военнослужащим-резервистам;

Гражданам, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы;

Узникам концентрационных лагерей;

Людям с инвалидностью І-ІІІ гр.;

Ветеранам труда;

Пациентам с ДЦП, ревматизмом, дистрофией, различными видами туберкулеза, онкозаболеваниями, шизофренией, лепрой, астмой, сахарным диабетом, ВИЧ-инфекцией, болезнями крови, а также после инфаркта и пересадки органов;

Детям-инвалидам, малышам до трех лет независимо от заболевания, детям до шестилетнего возраста из многодетных семейств; детям до восемнадцати лет при определенных недугах.

Особенностью обеспечения малышей и детей постарше бесплатными лекарствами является наличие разработанного для них перечня медикаментов. В законодательном порядке установлено, что список лекарств для детей включает такие же группы препаратов, как и для взрослого населения. Правительство Российской Федерации пришло к решению о том, что нет необходимости разрабатывать специфические реестры средств для разных категорий граждан, поэтому всем предоставляется равнозначный набор бесплатных таблеток, растворов, капсул и прочих препаратов.

Как формируются списки льготников?

Выдача медикаментов на бесплатной основе в России осуществляется по спискам льготников. Они формируются на двух уровнях: федеральном и региональном. Система создания общегосударственного реестра граждан, которые могут воспользоваться правом на получение лекарства безвозмездно, базируется на условиях Закона РФ «О государственной социальной помощи». Именно в нем и определяется список федеральных льготников (категории населения, рассмотренные выше).

 Региональные государственные органы наделены компетенцией изменять федеральный реестр, предусмотрев большее количество бесплатных медпрепаратов для своего населения или же увеличив список льготников. Объем реестров по регионам определяется уровнем доходной части их бюджетов. Для утверждения территориального перечня льготных лекарств и граждан, которые имеют к ним доступ, принимается соответствующий указ департаментом здравоохранения данного субъекта федерации. Важно отметить: органы региональной власти имеют право расширять те списки, что предусматриваются на федеральном уровне, но ни в коем случае не сужать их!

Чтобы оказаться в федеральном или региональном реестре, человеку, который подпадает под одну из льготных категорий, необходимо предоставить в департамент ФСС предусмотренный на законодательном уровне пакет документов. После этого индивид будет включен в электронный список граждан, которым полагается такая форма социальной защиты. Стандартный перечень необходимых документов включает:

Удостоверение личности (паспорт – для совершеннолетних, свидетельство о рождении – для детей);

Документальное подтверждение права на данный вид социальной помощи (справки об инвалидности, удостоверения участников военных действий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС и т. п.);

ЕДВ из государственного Пенсионного фонда о назначении соцвыплат;

СНИЛС;

Полис ОМС.

Если требуется получение бесплатных медикаментов для малышей, не достигших трехлетнего возраста, процедура упрощается. Родителям необходимо предоставить лишь документальное подтверждение возраста ребенка.

Перечень бесплатных лекарств в 2018 г.

Реестр льготных лекарственных средств в России представлен более чем 400 наименованиями. Министерство здравоохранения заявляет, что современный его состав создает для медиков и пациентов все необходимые возможности для терапии наиболее часто встречающихся недугов. Краткий список льготных лекарств по группам препаратов по состоянию на 2017 год включает в себя:

Анальгетики (наркотического воздействия, антипиретики, некоторые противовоспалительные таблетки);

Средства против эпилепсии;

Лекарства для терапии болезни Паркинсона (холиноблокаторы, допамические препараты);

Психолептики (антипсихотические, анксиолитики);

Психоаналептики (антидепрессанты, стимуляторы);

Антихолинэстеразные средства;

Таблетки, капсулы, растворы для борьбы с инфекциями разной этиологии;

Иммунодепрессивные и противоопухолевые препараты;

Средства для укрепления костей;

Лекарства для сердечно-сосудистой системы, а также препараты, регулирующие процессы свертываемости крови;

Средства для терапии заболеваний желудочно-кишечного тракта;

Гормональные препараты;

Таблетки, растворы для инъекций и прочие средства в терапии сахарного диабета;

Препараты для борьбы с мочевыделительными недугами;

Лекарства для дыхательной системы;

Антигистамины;

Капли, витамины и т. д. при терапии глазных заболеваний.

Кроме международного непатентованного названия, список бесплатных лекарств содержит также информацию о торговых наименованиях каждого средства (таблеток, капсул, сиропов, растворов, порошков, капель и т. д.). Указывается и страна-производитель препарата, который является льготным.

Заключение

Итак, бесплатное лекарство в России для льготных категорий населения – это объективная реальность, подкрепленная законодательным путем. Никогда не поздно воспользоваться государственной гарантией. Для этого всего лишь нужно собрать требуемый пакет документов и обратиться к специалистам для постановки в реестр льготников. С помощью субсидии можно не просто сэкономить на лекарственных средствах, но и получить доступ к некоторым препаратам, которые в силу финансового положения человека не представлялось возможным приобрести раньше.

Министерство здравоохранения Краснодарского края информирует, что в период с 23 по 29 июля 2018 г. главным управлением МВД России по Краснодарскому краю в целях предупреждения безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов проводится оперативно-профилактическое мероприятие «Подросток-игла».

 

Проблема подростковой наркомании – глобальная угроза для России. На учете в наркологических диспансерах стоят более 350 000 пациентов, не достигших 18 лет. Общее число подростков, регулярно употребляющих наркотики и не состоящих на учете, достигает 5 000 000 человек. Эта цифра продолжает расти и перед родителями неизбежно встает вопрос – как уберечь детей от наркотиков?

 

ЧТО ПОВЫШАЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ПРИЕМА НАРКОТИКОВ РЕБЕНКОМ?

Подросток – это окончательно не сформированная, любопытная и эмоционально неустойчивая личность. Он стремится быстрее повзрослеть, обрести самостоятельность и пользоваться авторитетом среди сверстников.

Все это вместе с психологическими проблемами создает уязвимость в подрастающим человеке, чем активно пользуются наркоторговцы. Они рекламируют свой товар повсюду – на асфальте по пути в школу, в лифтах многоэтажных домов, в Интернете.

Психологические факторы, повышающие риск формирования наркотической зависимости у подростка:

  • слабая воля,
  • отсутствие жизненных ориентиров,
  • неспособность сопротивляться желаниям,
  • желание получать все сразу и немедленно,
  • отсутствие авторитета и социальной значимости,
  • любопытство и желание испытать новые ощущения,
  • потребность в самоутверждении.

Устранить каждый из перечисленных факторов могут родители. Начинать предупреждение наркомании необходимо с семьи, в которой ребенок должен чувствовать себя полноправным членом со своим мнением.

 

Конец формы

ЧТО ПОДТАЛКИВАЕТ ДЕТЕЙ К НАРКОТИКАМ?

Друзья, музыка, видео и даже книги способны подтолкнуть подростков к тому, чтобы попробовать наркотики. В современной молодежной субкультуре наркотики – это не опасность, а атрибут времяпрепровождения, позволяющий самоутвердиться и обрести авторитет среди сверстников и друзей.

Подростки с интересом изучают научные труды и художественную литературу, описывающую опыт переживаний под влиянием психоактивных веществ. Любая информация об ощущениях, наступивших после приема ЛСД, солей или спайса, расценивается молодежью как прямое руководство к действию.

Поговорите с ребенком откровенно – расскажите ему об опасности и последствиях употребления наркотиков. Объясните подростку, что психоактивные вещества не решают проблемы, но отлично справляются с их созданием. Приведете веские доводы – аморальность наркотиков, необратимый вред для здоровья, противозаконность, невозможность построить семью и др.

 

ТАКТИКА БОРЬБЫ

Профилактика наркомании – единственный способ не допустить знакомства детей с психоактивными веществами. Не замалчивайте проблему наркотиков, а открыто говорите о ней и обсуждайте её с ребенком.

Независимые эксперты-наркологи сайта «Энциклопедия зависимостей» рекомендуют придерживаться следующих методик:

  • Ищите повод обсудить с ребенком эту проблему.

Например, в новостях показывают сюжет о смерти, наступившей вследствие передозировки наркотиками. Не переключайте канал и не досматривайте молча – обсудите с ребенком, почему наступили эти последствия, расставьте акценты.

  • Приводите доводы в отрицание наркотиков.

Для мальчиков – несовместимость психоактивных веществ со спортом, физической силой и хорошей фигурой. Для девочек – невозможность красиво и привлекательно выглядеть, принимая наркотики.

  • Поддерживайте любые здоровые увлечения ребенка.

Если ваш сын хочет заниматься футболом – пусть будет футбол, если девочка хочет записаться на танцы – пусть будут танцы. Главное, что они не проводят впустую время в компании подозрительных знакомых.

  • Наладьте отношения с ребенком.

Дайте вашим детям понять, что вы всегда рядом и к вам можно обратиться по любому поводу. Если они будут вам доверять, вы сможете видеть, чем они интересуются, что с ними происходит и с какими людьми они общаются.

  • Проводите больше времени вместе.

Совместные походы в кинотеатры, музеи и на выставки, совместные занятия спортом, путешествия и увлечения – все это настроит ребенка на то, что жизнь может быть интересной и увлекательной без наркотиков.

Профилактика наркомании - общие увлечения и взаимопонимание.

 

МОЙ РЕБЕНОК – НАРКОМАН: КАК ПОСТУПИТЬ?

Вы узнали, что ваш ребенок употребляет наркотики, и теперь не знаете, что делать? Обратитесь за бесплатной помощью к нашим психологам, связавшись с ними по номеру телефона или оставив заявку через обратную форму связи на сайте.

Во-первых, оставьте в стороне чувство вины, гнева, злости и отчаяния. Ваш ребенок нуждается в помощи и защите, и вы не можете позволить себе усугубить ситуацию и усилить его тягу к стимулирующим веществам.

Во-вторых, не замалчивайте и не скрывайте проблему. Дайте понять ребенку, что вы все равно его любите и будете рядом, но проблему наркотической зависимости необходимо решать и как можно скорее.

В-третьих, не занимайтесь самолечением, не обращайтесь за помощью к шарлатанам. Единственный способ навсегда преодолеть пагубное пристрастие к наркотикам – профессиональное лечение и реабилитация.

Только опытные наркологи, психологи и психиатры способны остановить дальнейшее прогрессирование наркомании и наступление необратимых последствий (умственной деградации, инфицирования ВИЧ и др.).

Никогда не поздно начать бороться за жизнь и будущее своего ребенка, но чем быстрее вы обратитесь за помощью к профессионалам, тем выше шансы на выздоровление!



Контакты ГБУЗ «Наркологический диспансер» министерства здравоохранения Краснодарского края
Адрес: г. Краснодар, ул. Октябрьская, 39
Контакты: (861) 268-23-02, (861) 268-69-93

сайт: http://www.narko23.ru/

Филиалы ГБУЗ НД

Новороссийский филиал ГБУЗ НД

г. Новороссийск, ул. Золотаревского, 2 «А»

тел. 8(8617)-22-03-20 приемная (8-00 до 19-00)

г. Новороссийск, ул. Комсомольская, 22

тел. 8(8617)-26-52-80 стационар.(круглосуточно)

Белореченский филиал ГБУЗ НД

г. Белореченск, ул. 40 лет ВЛКСМ, 129A

тел. 8(86155)3-28-14 приемная (8-00 до 19-00).

Ейский филиал ГБУЗ НД

г.Ейск, ул.Энгельса, д.156     

тел./факс. 8-861-32-3-06-81 заведующий ЕФ ГБУЗ НД

тел/факс 8-861-32-3-06-81 – кабинет медицинского освидетельствования (круглосуточно)

тел/факс 8-861-32-3-01-56 – регистратура

тел. 8-861-32-3-06-87 – горячая линия

электронная почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сочинский филиал ГБУЗ НД

г. Сочи, ул. Пластунская, 157

тел. 8(862) 268-02-73 приемная (8-00 до 16-30).

диспансерно-поликлиническое отделение (8-00 до 19-00)

тел. 8 (862) 268-02-81

факс 8(862) 268-24-40

тел. 8 (862) 268-02-60 отделение медицинского освидетельствования 

на состояние опьянения (круглосуточно)

Красноармейский филиал ГБУЗ НД

Краснодарский край, Красноармейский район, ст.Полтавская, ул.Ковтюха,2

Тел. 8 (861) 654-36-04 (приемное отделение- круглосуточно)

Тел. 8 (861) 653-15-74 (приемная/факс 8.00-15.42), 

Армавирский филиал ГБУЗ НД

г. Армавир ул. Чернышевского 7, 

Заведующий филиалом тел.8(86137)5-20-02

Приемная тел/факс 8(86137)5-22-00

Горячая линия 8(86137)4-20-04

Клинико-диагностическая лаборатория 8(86137)2-35-53

Стационарное отделение 8(86137)4-20-04

эл.почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Туапсинский филиал ГБУЗ НД

г. Туапсе, ул. Сочинская, 80

тел.: 8(86167)5-73-00 приемная (8-00 до 19-00)

Здоровый образ жизни

Под здоровым образом жизни, сокращенно ЗОЖ, принято понимать жизненный уклад, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. В общих чертах он включает в себя соответствующее питание, физическую активность, позитивное психоэмоциональное состояние и отказ от вредных привычек.

Путь к успеху и долголетию

Здоровый образ жизни сегодня находит все больше последователей, и интерес к нему диктуется нашей реальностью, которая с течением времени усложняется и ускоряет свой темп. Человеку с ослабленными жизненными силами очень сложно достичь в ней успехов, в каких бы то ни было сферах деятельности. Напротив, истории людей, которые пропагандируют здоровый образ жизни и разрабатывают, исходя из своего личного опыта, новые рекомендации по его внедрению, говорят о том, что здоровый человек — это всегда активный и успешный человек. На страницах нашего сайта мы познакомимся с их историями и бесценным опытом продления молодости и активности.

Понятие здорового образа жизни на сегодня не определено однозначно. Разные учения по-своему расставляют акценты и выделяют различные его элементы. Однако, в большей или меньшей степени авторы каждого из них считают, что здоровье и долголетие человека зависит от оптимального двигательного режима; наличия хорошей семьи и успешной работы; правильной гигиены; рационального питания; отказа от вредных привычек; умеренного сексуального поведения и закаливания.

ЗОЖ — лучший выбор образа жизни

Конечно, здоровый образ жизни — это прежде всего работа над собой, преодоление своих слабостей и отрицательных привычек. ЗОЖ — это всегда выбор человека, выбор между естественным путем физического и духовного развития, который приведет к творческому и физическому долголетию, и путем потакания своим вредным привычкам ради кратковременных и разрушающих дух и тело человека удовольствий — переедания, курения, алкоголя, физической лени, моральной нетерпимости, которыми многие ошибочно пытаются восстановить баланс положительных и отрицательных эмоций. Но это — путь в никуда.

Говорят, что потерять здоровье легко. Однако, и сохранить его не сложно. Каждому человеку по силам обеспечить себе здоровый сон, сбалансированное питание, физическую активность и рациональное отношение к стрессам. Обеспечив таким образом активизацию обменных и восстановительных процессов в своем организме, человек неизменно улучшает свою работоспособность, а значит, и качество жизни.

Существует множество способов испортить свое здоровье, и только один — чтобы сохранить его и продлить свою молодость, и называется этот способ — здоровый образ жизни.

Основные принципы ЗОЖ

Здоровый образ жизни опирается на четыре основы: сон, диета, физические упражнения, стресс-менеджмент. Следование новым, полезным моделям поведения в каждой из этих областей — простейший путь к тому, чтобы стать здоровее.

Здоровый сон

Человеку необходимо ежедневно спать 7-8 часов. При соблюдении нормы продолжительности сна наступает жизненно необходимая стадия 4-часового глубокого сна, когда происходит оздоровление и восстановление организма, разрешение ментальных конфликтов. Исследования показали, что сокращение сна на 1,5 часа уменьшает энергию, разрушает иммунную систему, приводит к невосприимчивости тела к диетам и физическим упражнениям, способствует возникновению раковых заболеваний. Поэтому рекомендуется как ложиться спать в одно и то же время, так и вставать в одно и то же время каждый день.

Правильная диета

Существуют правила питания, которые улучшают метаболизм и, в целом, здоровье. Нужно с каждой пищей принимать протеин (белок), который, подобно «кирпичику», участвует в строительстве тканей и мышц тела, снижает уровень сахара в крови, восстанавливает работоспособность и увеличивает выносливость. Ежедневная норма протеина — один грамм на килограмм веса тела. Норма распределяется на три приема пищи. Можно не исключать из рациона все зерновые и продукты, которые содержат крахмал. Нужно только убедиться, что объем принимаемых зерновых не превышает объем протеина. Рекомендуется осуществлять прием зерновых в пищу вместе с овощами. Здоровое питание не подразумевает полный отказ от белого сахара, хлеба или десертов, их можно потреблять в небольшом количестве раз в неделю.

Физические упражнения

Физическая нагрузка помогает снизить вес, укрепить мускулатуру, улучшить кровообращение и общее самочувствие. Воздействие упражнений продолжается даже после их окончания. Поэтому нет необходимости в интенсивных тренировках. Ежедневная нагрузка, даже прогулка пешком или подъем по лестнице вместо использования лифта, дает хороший эффект. Рекомендуется выбрать тот вид нагрузки, который приносит удовольствие: танцы, боулинг, пешие прогулки. Выполнение упражнений, которые не приносят удовольствия, увеличивает стресс и не приносит пользы.

Стресс-менеджмент

Первое правило стресс-менеджмента – не следует перегружать свой график, наоборот, желательно максимально разгружать его. Полезно научиться говорить «нет», а также использовать некоторые антистрессовые техники: глубокое дыхание, массаж, просмотр комедий и даже смех. Техники восстанавливают нервную систему, расслабляют мускулатуру, регулируют работу кишечника, уменьшают головную боль. Все это помогает управлять стрессом и минимизировать его. Давайте будем здоровы! 

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ
ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ


Право на охрану здоровья


1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 314-ФЗ)


Право на медицинскую помощь


1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
5. Пациент имеет право на:
1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
3) получение консультаций врачей-специалистов;
4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
8) отказ от медицинского вмешательства;
9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства

1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей
или иной законный представитель в отношении:
1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.
4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, - консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, - непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - судом в случаях и в
порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Выбор врача и медицинской организации

1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.
9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
(часть 9 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Информация о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.
2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.
4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья


1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее - военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ)
6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи


1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 55-ФЗ)
6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.