Оспа обезьян - Официальный сайт ГБУЗ «Противотуберкулезный диспансер № 12» министерства здравоохранения Краснодарского края

Оспа обезьян, как и оспа, относится к группе ортопоксвирусов. Несмотря на свое название, нечеловекообразные приматы не являются резервуарами вируса оспы обезьян. Хотя резервуар заболевания неизвестен, основными подозреваемыми являются мелкие грызуны (например, белки) дождевых лесов Африки, по большей части обитающие в Западной и Центральной Африке.

 Заболевание среди людей регистрируется в Африке спорадически, реже в виде эпидемий. Большинство зарегистрированных случаев имели место в Демократической Республике Конго. С 2016 года подтвержденные случаи заболевания также зарегистрированы в Сьерра-Леоне, Либерии, Центральноафриканской Республике, Республике Конго и Нигерии, где за последнее время произошла самая крупная вспышка заболевания. Считается, что недавнее 20-кратное увеличение заболеваемости связано с прекращением вакцинации против оспы в 1980 году; лица, получившие противооспенную вакцину даже более чем за 25 лет до этого, входят в группу с уменьшенным риском развития обезьяньей оспы. Случаи оспы обезьян в Африке также увеличиваются, потому что люди все больше и больше вторгаются в места обитания животных, которые переносят этот вирус.

Обезьянья оспа, вероятно, передается от животных через контакт с биологическими жидкостями, включая капли слюны или назальной секреции либо контакт с раневым экссудатом. Передача от человека к человеку происходит неэффективно, и считается, что заражение происходит главным образом воздушно-капельным путём при длительном тесном контакте. Общий показатель повторной вспышки инфекции после контакта с известным источником составляет 3%, и такой показатель до 50% был зарегистрирован у людей, живущих с лицом, инфицированным обезьяньей оспой. Была также задокументирована передача инфекции в больницах. Большинство пациентов – дети. В Африке частота летального исхода колеблется от 4 до 22%.

 Клинически оспа обезьян подобна натуральной оспе; однако поражения на коже более обильные и при оспе обезьян более выражено увеличение лимфатических узлов, чем при натуральной оспе. Может присоединиться вторичная бактериальная инфекция кожи и легких.

Клиническая дифференциация оспы обезьян от оспы и ветрянки (вызванной вирусом герпеса, а не поксвирусом), может быть затруднена. Диагноз оспы обезьян устанавливают с помощью бакпосева, метода полимеразной цепной реакции (ПЦР), иммуногистохимии или электронной микроскопии, в зависимости от того, какие тесты доступны.

 Не существует доказанного, безопасного лечения инфекции, вызванной вирусом оспы обезьян. Лечение оспы обезьян носит поддерживающий характер. Потенциально используемые препараты включают

  1. Противовирусный препарат тэковиримат (одобрен Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаметнов [FDA] для лечения оспы)
  2. Противовирусные препараты цидофовир или бринцидофовир (CMX001)

Все эти препараты обладают активностью против обезьяньей оспы in vitro и в экспериментальных моделях. Тем не менее, ни один из этих препаратов не был до конца изучен или использован в эндемичных районах для лечения оспы обезьян.

 На основании данных об иммуногенности и эффективности, полученных в ходе исследований на животных, в 2019 г. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA, США) выдало лицензию на новую вакцину против натуральной оспы JYNNEOS, предназначенную для профилактики как оспы обезьян, так и натуральной оспы. Вакцина JYNNEOS для защиты лиц, подвергающихся риску профессионального воздействия ортопоксвирусов, в настоящее время оценивается Консультативным комитетом по практике иммунизации (Advisory Committee on Immunization Practices [ACIP]. Вакцина JYNNEOS против натуральной оспы и оспы обезьян не доступна в свободной продаже.

Данные из Африки, полученные ранее, свидетельствуют о том, что противооспенная вакцина эффективна в предотвращении оспы обезьян как минимум на 85%, потому что вирус обезьяны тесно связан с вирусом, вызывающим оспу.